Виндсерфинг на Кабо-Верде

Подразделы: Windsurfing

Отчёт Максима Кошкина о поездке на Кабо-Верде или первое знакомство с настоящими волнами.

Как иногда завораживают фотографии, видео или отзывы с неизвестных, но таких красивых мест. Мест где волны, ветер, прозрачная вода, солнечно и тепло. Многие из нас любят познавать новые места, новые условия катания, новую культуру и многом другое. С другой стороны стабильность зачастую перевешивает в пользу мест где уже был. Где известны все детали чувствуешь себя уверенно и спокойно. Но ведь и изведанные места когда то были неизведанными. И когда-то в них приезжал в первый раз. И разбирался где что находится и где какие условия. Всем известно, что лучше один раз прочувствовать на себе, чем сто раз посмотреть и услышать. Все эти чужие фотографии видео отзывы лишь направление для своих собственных открытий.

 


И вот, в один прекрасный день поступило предложение которое ставило перед выбором: оставить все как есть и наслаждаться стабильностью либо сделать шаг в неизвестное. Иными словами либо поехать в очередной раз на зимние каникулы во Вьетнам или же потратить это время на исследование нового места – островного государства Кабо-Верде. Кто такой Джож Ангуло и что такое остров Сал я слышал не раз. И я решил, что в этот раз стоит рискнуть и открыть для себя новое место.

 

Добраться на кабо верде можно разными способами, но самый простой и распространенный это через Европу. Тут тоже вариантов масса, но на мой взгляд стоить отметить два из них. Первый это через португалию. Как добраться до Лиссабона решайте сами, а из Лиссабона на остров Сал летает компания TAP Portugal. Цены умеренные. Примерно 400 евро туда обратно на человека. Этот вариант интересен тем, что гражданам России не нужна виза в Португалию. Момент особой важности состоит в том, что в Европе не особо распространены транзитные зоны. Скорей всего до Европы вы будете лететь одной компанией, а из Европы уже совсем другой. И виза будет нужна. Как минимум транзитная. Второй вариант это через Германию компаниейTUIFly. Эта компания – Германский лоу костер, с сервисом который вполне можно сравнить с нашим Аэрофлотом. Летает из 6 разных городов Германии, то все перелеты кроме перелета с Гамбурга с остановкой в Лас Пальмасе. Цена на билет те же 400 евро с человека туда обратно. У нас был открытый шенген поэтому мы выбрали второй вариант. Да и остановка в Германии оказалась весьма приятной. Мы провели 8 дней на горнолыжном курорте Гармиш Партенкирхен.

 

Кабо верде - это страна расположенная на островах в Атлантическом океане напротив Сенегала. Из всех островов мы посетили остров Боа Вишта и остров Сал. Бов Вишта известен своими многокилометровыми пляжами, а остров Сал своими волнами и ветром.

 

 

Сал как и Боа Вишта представляет собой безжизненной пространство без раститиельности. Рай для квадрациклистов и эндуристов которые любят здесь пускать клубы пыли носясь в заносах на нехилых скоростях.

 

Основной населенный пункт – Сал Рей. Именно там мы и остановились. Наша цель – посмотреть остров и насладиться пляжами. Пляжи были, но еще был ветер, который постоянно гнал песок и не давал полежать у берега моря и океанический свел, который не давал спокойно попалавать в воде. Так что пляжный отдых не получился.

 

В городке Сал Рей находится несколько прокатов оборудования. Больше станций на острове мы не видели. Выход осложнен рифами, проходить нужно меж двух буйков расположенных в пяти метрах друш от друга, остро вырезаясь учитывая тот факт, что втер под берегом не стабилен.

 

Если бы не островок, то волны были бы гораздо больше, а ветер стабильнее. Вдали на горизонте ходили огромные валуны.

 

уть в глубине уже без отделки из шлакоблоков. Если на окнах есть ставни из дерева – значит дом жилой.

 

 

 

 

 

Населяют острова Кабо-Верде весьма доброжелательные темнокожие креолы. Ходить по улицам вечером весьма безопасно. За 21 день ни одного происшествия. Но и раслабляться совсем не стоит. За всеми вещами нужно следить и ничего не отавлять без присмотра. Так нас предупредили в отеле.

 

Особенность острова в том, что здесь отстроены несколько отелей по принципу все включено. Сюда завозят туристов которые дальше отеля не выходит. Иных туристов тут практически нет.

Южнее на 60 км острова Бова Вишта находится остров Сал. Этому острову мы посвятили большую часть времени – 18 дней. Этот остров был раскручен Джошем Ангуло и представляет интерес всем кто любит волны и ветер. Как по мне так, что на Сале что на Боа Виште метет одинакого. А вот что касается волн. То тут совсем другое дело.

На территории острова два основных населенных пункта. Первый это город Эспаргос – столица острова, абсолютно не туристическое место. Здесь стоит посетить только видовую площадку с которой видно практически весь остров.

 

Второй это чисто туристический городок на юре острова – Санта Мария.

 

География этого места такая – в центре находятся дома месных жителей, среди котрых хатеряны немногочисленные отели, рестораны и магазины. На западе расположены крупные отели, к которым проложены большая асфальтированная дорога. На востоке находится територия которая в свое время была отдана инвесторам под затройку. Тут кварталы более цивильных построек. Что то для личных нужд. Что то сдается, что то продается, а что то и продается и сдается. Здесь есть растительности которая скорей всего поддерживается искуственным орошением. На восточной части этого квартала находится сосредоточение виндсерфинга. 4 станции (Peri Habezi – Fanatic+North Sails, Club Mistral – Fanatic+North Sails, Cabo verde adventure – JP+Neilpryde, Angulo – Angulo+Point7). Наиболее знаменитая из них – это angulo, хотя по мне самая худшая из всех. Выбоа никакого Зато при ней ресторан, в котром сидят клиенты всех 4х станций. Еще две станции есть в центре Санта Марии

Инфраструктура здесь весьма хилая. Нет ни одной аптеки. Рестораны есть, но не супер много и не все удачные. Мясо все завозное, и может статься так что ресторан может быть закрыт из-за отсутствия сырья. Отелей очень мало. Зато много апартаментов которые были построены в докризисные годы инвесторами, а теперь ищют своих покупателей, а пока не проданы сдаются за умеренную плату. Из ночной жизни тут был обнаружен милый регги бар на крыше одного из зданий в самом центре Санта марии. Место весьма колоритное и интересное.

На острове масса спотов. В магазине Джоша Ангуло продается диск на котором видео запись как Джош катается на всех спотах, а к диску прилашается гид, который описывает особенности каждого спота. Кому интересно могу отсканировать и скинуть на почту сам гид.

Погодные условия трактуют две основные составляюшие волны и ветер.

Ветер практически всегда одного направления – северо восточный, он естественно бывает сильный, либо слабый, но факт в том что он дул каждый день. Вот статистика:

1 день – 5.0 + 93 литра

5 дней – 5.4 + 93 литра

5 дней – 5.8 +93 литра

7 дней – слалом с парусами от 6.1 до 7.7 + 112-124 литра доски

Что касается волн то они бывают либо восточные либо западные. Восточные не особо интересные. Да и были они не так часто, а вот западные это то что надо. Западных волн было примерно 12 дней из 18. Из 12 дней 5 дней волны были большие, остальные дни поменьше, но и их вполне хватало для полного счасться.

Температура воды составляет около 18-20 градусов – весьма прохладная. Катались в основном в двоиках коротышах. Температура воздуха тоже не Вьетнам – около 25 градусов днем и и около 15 грудосов ночью. Вечером в сланцах и шортах ходить весьма прохладно.

 

Восточная часть южной сторы острова – пляж Санта Мария.

(Club Angulo, Wave Power, Pona Leme’s Left, Ponta Leme)

Это место где находятся 4 основные станции. Выход в море здесь представляет песок в котором временами торчат не острые камни. Когда приходит волна вместе с ней приходит весьма большой бич брейк. В восточную волну бич брейк больше чем в западную. Чуть выше по ветру около берега большая мелководная лагуна глубиной метра 2. По карте это место обозначено как Wave power, но волн мы здесь не видели. Зато видели отличный флэт. В дни когда был флэт ветра было мало для фристайла, но это несколько не огорчало. Катать слалом по плоской голубой воде, когда отчетливо видно рельеф дна было очень приятно.

Если удаляться дальше от острова, и выйти за мыс, то там вас ждут огромные перекаты, вода темно синего цвета и именно здесь я впервые увидел стаи летучих рыб которые выпригивали прямо рядом, пару секунд парили параллельно со мной, а потом ныряли в воду. Зрелище впечатляюшее. Если вырезаться выше по ветру то можно попасть на спот Ponta Leme. Здесь волны идут вдоль берега, а ветер дует с берега.

Относительно волн получается side shore, а относительно берега off-shore. Катание с волн происходит правым галсом. В один из дней когда была восточная волна я катался на слаломе с этих волн потом уходил на флэт, делал круг по флету и возвращался на волну. Slalom – Wave – это возможно 8-)

 

 

Восточная часть южной сторы острова – пляж Санта Мария.

(Club Angulo, Wave Power, Pona Leme’s Left, Ponta Leme)

Это место где находятся 4 основные станции. Выход в море здесь представляет песок в котором временами торчат не острые камни. Когда приходит волна вместе с ней приходит весьма большой бич брейк. В восточную волну бич брейк больше чем в западную. Чуть выше по ветру около берега большая мелководная лагуна глубиной метра 2. По карте это место обозначено как Wave power, но волн мы здесь не видели. Зато видели отличный флэт. В дни когда был флэт ветра было мало для фристайла, но это несколько не огорчало. Катать слалом по плоской голубой воде, когда отчетливо видно рельеф дна было очень приятно.

Если удаляться дальше от острова, и выйти за мыс, то там вас ждут огромные перекаты, вода темно синего цвета и именно здесь я впервые увидел стаи летучих рыб которые выпригивали прямо рядом, пару секунд парили параллельно со мной, а потом ныряли в воду. Зрелище впечатляюшее. Если вырезаться выше по ветру то можно попасть на спот Ponta Leme. Здесь волны идут вдоль берега, а ветер дует с берега.

Относительно волн получается side shore, а относительно берега off-shore. Катание с волн происходит правым галсом. В один из дней когда была восточная волна я катался на слаломе с этих волн потом уходил на флэт, делал круг по флету и возвращался на волну. Slalom – Wave – это возможно 8-)

Западная часть острова. (Здесь хотелось бы описать два места Ponta Preta иCanoa).

 

Первый спот – это знаменитый Ponta Preta.

Здесь катабельные волны начинаются с трех метров. Волны менее трех метров встают поздно (близко к берегу) и тут же бьют в камни. Волны очень мощные и быстрые. Трубы встречались редко и были не очень длинными. Офшорный ветер выглаживает волны до идеала и сдувает пену с верхушек. Тут можно часами сидеть на черных камнях и смотреть на то, как месные жители покоряют волну. Особенность PonaPreta в том, что здесь весьма высокий берег, который создает ветровую тень. И под берегом, там где самые волны его очень мало и он порывист.

 

Для серферов место идеальное.

 

Для кайтеров с одной стороны ветра хватает - кайт находится высоко и цепляет ветер, с другой стороны в момент движения по волне получается, что кайт тянет он берега, а волна тянет к берегу, кайтеру приходится постоянно очень сильно вырезаться двигаясь по волне. На Кабо Верде есть человек по имени Oteniel Jorge Monteiros (MITU) (http://kiteschoolcaboverde.com). Чемпион и неоднократный призер чемпионатов мира в дисциплине wave.

В одноименном магазине MITU выставлены не менее 10 кубков с различных соревнований, даже на станции Джоша Ангуло кубков стоит меньше. Нам довелось посмотреть как он катал на кайте на волнах. Его катание очень сильно отличалось от всех остальных кайтеров на споте и было единственно похожим на wave riding, остальные просто ехали вдоль волны.

Для Виндсерферов. За все 18 дней волны на Ponta Preta приходили раз 5. Но ветера во все эти дни не хватало. В один из дней наш знакомый Демьян (менеджер отеля в котором мы жили и единственный человек на острове который ремонтирует оборудование) все же решился выйти. Выглядело это примерно так – он часами без глиссирования ходил за лайнапом в ожидании подходящей волны. Потом ему удавалось подгадать момент для старта. Он скатывался делая около 10 поворотов – волна достаточно длинная. Смотрелось это очень эффектно.

 

Вечером он описывал это так – мои шансы на успех были таковы: 20 процентов, что скачусь и выйду с волны и 80 процентов что меня замесит и я останусь без оборудования. Один немец описывал катание так – если ты взял не последнюю волну в сете, то вероятность потери матчасти почти 100 процентов. Думаю именно поэтому Демьян так долго ходил за лайнапом и высматривал нужную волну. Левее Ponta Pretaнаходится большой песчанный пляж на котором весьма сильный, но проходимый бич брейк. Выйти можно но перспектива такого катания не радовала и мы сделали выбор в пользу Canoa.

 

Canoa находится севернее Ponta Preta на западном побережье. Берег низкий – поэтому ветер здесь максимально стабильный и сильный. Сам берег представляет собой риф, в середине берега есть небольшой песочный пляж – выход на воду. От берега в глубину метров на 200 идет рифовая мель глубиной 1,5-2 метра. На Canoaволна встает слева и справа. Слева волна слабая и длинная. Идеальное место для обучения катанию на волнах. Катабельный размер слева от 1 до 2,5 метров. Если волны становятся больше то кататься там становится опасно. Пропадает выход с волны. От 3 метров волна начинает вставать справа. Справа волна более сильная и более короткая с безопасным выходом с нее.

Именно здесь мы и катались. Народу было мало – не более 10 человек каждый день. Никто никому не мешал. На мой взнляд – этот спот самый идеальный на Кабо Верде для тех кто хотел познакомится с настоящими волнами как мы. Ветер Side-Offshore, катание с волны правым галсом, все без напряга. За пределами волн плоский чоп по нему стабильно глиссируешь и высматриваешь из далека видный сэт.

Выбираешь волну в сэте, разгоняешься перед ней, а потом притормаживаешь меняя силу ветра на силу волны, чувствуешь, что уже движешься не за счет ветра, а за счет силы волны. Ветер нужен лишь для того, чтобы ускориться, скатиться с волны и сделать поворт для того, чтобы снова заехать на волну. В этот момент очень хорошо простматривается дно из-за прозрачной воды и небольшой глубины, что предает адреналина. Но в общем и целом ничего сложного, но важно не заиграться и не подходить близко к берегу, иначе есть риск оказаться на рифе, а риф на Canoa острый. Если вдруг падаешь, то самое главное не отпускать матчасть. Волна не сильная и потому замес выдержать вполне по силам, а затем сдлеать водный старт и поити за очердной порцией волн.

Восточная часть острова (Kite Beach).

Это спот очень похож на въетнамский WAVE SPOT в MuiNe. Песчанный пляж, волны, ветер оншор, куча пены. Здесь в основном катаются кайтеры. Проезжая по дороге сразу видно кучу крыльев летающих над линией горизонта. Для виндсерфинга место считается больше прыжковым нежели вэйвовым. Мы заезжали посмотреть, но желания тут кататься не возникло.

 

Бюджет поездки:

Билеты – 45000 руб на человека

Проживание – 36 евро номер с завтраком. (завтрак представлял собой сткан сока, чашку кофе либо чая, йогурт, круасан с маслом и джемом)

Питание – блюда от 5 до 10 евро. Самое дорогое блюдо максимум 20 евро.

Прокат – 400 евро на 2 недели.

Автомобиль – заказать пикап со станции до спота Canoa стоило 25 евро в оба конца. До Ponta Preta дешевле. Пикап на день стоил 60 евро. Поэтому не было смысла снимать машину на длительный срок, просто каждый день заказывали такси.

Виза – по приезду необходимо заплатить 50 евро с человека (при этом в паспорт кроме штампа о въезде ничего не поствили).

 

 

 

Большое спасибо за предоставленный отчёт и фоторепортаж Максиму Кошкину!

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вначале решили посетить остров Боа Вишта с обзором на три дня. При посадке отчетливо было видно пустынный остров с песчанными пляжами и голубой водой.